В начале этого года стало известно, что поисковому сервису «Яндекс» удалось заключить мировое соглашение с некоторыми компаниями из так называемой IT-коалиции, среди которых Avito, Wildberries, Profi.ru, "2ГИС" и несколько других, не таких крупных, но также известных и значимых в своей среде компаний. Именно они весной 2020 года обратились в Федеральную антимонопольную службу (сокращенно – ФАС), высказав недовольство относительно злоупотреблений «Яндекса». На сегодняшний день, судя по всему, компаниям и ФАС удалось достичь компромиссного решения и найти выход из сложившейся ситуации.
Суть заявления в ФАС, подписанная Avito, Wildberries, Profi.ru, "2ГИС" и некоторыми другими примкнувшими к ним компаниями, заключалась в том, что поисковая система выдавала в поиске прежде всего собственные сервисы, да еще и в расширенном виде. Это стало возможным за счет применения «колдунщиков» - именно так называют модули выдачи, благодаря которым в верхней части первой страницы выдачи по запросу дается не просто строка, а готовый контент.
В принципе, в использовании этих модулей нет ничего предосудительного, они работают везде, и Google ими также активно пользуется. Однако использование этого виджета в «Яндексе» было доступно исключительно его собственным сервисам, а вот остальные фирмы, чьи интернет-страницы в выдачу, не могли им воспользоваться из-за политики компании.
Таким образом, подписавшие иск в ФАС компании указывали о недопустимости доминирующего положения собственных сервисов российского поисковика и их исключительного продвижения. Учитывая практически монопольное положение «Яндекс» на российском рынке (более 50% российских пользователей используют именно эту поисковую систему), подобное поведение не является допустимым и приемлемым, поскольку это создает угрозу для честной конкуренции на различных рынках товаров и услуг.
Доходило до курьезных ситуаций. При вводе пользователем запроса «купить автомобиль» в выдаче «Яндекса» ему выдавались только данные с контентом этого сервиса, а все остальные предложения конкурентов были перекрыты и недоступны для пользователей. Учитывая популярность этого российского сервиса, многие компании попадали в некую информационную изоляцию, о чем и было заявлено в ФАС.
Узнав о подаче иска, «Яндекс» сразу же отреагировал на эту ситуацию. Его представители пояснили, что «обогащенные ответы» используются во всем мире, присутствуют в практике любых интернет-компании, а их работа направлена, в первую очередь, на максимальное удовлетворение интересов потребителей. В свое оправдание поисковик заверил, что он продвигает не только собственные сервисы – услугами его «колдунщиков» пользуются еще несколько десятков тысяч компаний.
Однако ФАС в этой ситуации стала на сторону компаний-заявителей и выставила требование «Яндексу» прекратить злоупотребления. Когда со стороны поисковика не последовало обратных действий, весной 2021 года представители ФАС возбудили дело.
В начале 2021 года Федеральная антимонопольная служба обязала «Яндекс» отказаться от предоставления преимущественного права появления в выдаче своим сервисам и поставить их в равные условия с другими компаниями. Изначально представители поисковика отказались от исполнения этого решения, однако под давлением внешних обстоятельств были вынуждены принять новые правила игры.
В конце концов компании «Яндекс» удалось наладить отношения с ФАС, исполнить все их требования, устранить все факты дискриминации. Кроме того, когда в суде будет принято соответствующее решение, 1,5 млрд. рублей от «Яндекса» будут направлены Российскому фонду развития информационных технологий. Это некоммерческая организация, которая является оператором господдержки разработки и внедрения различных цифровых решений в жизнь простых граждан страны. Теперь дело за судом, который должен утвердить мировое соглашение, и только потом в течение 10 дней будут выплачены деньги.
Информацию об этом предоставил «Интерфакс» из своих источников. Однако до сих пор каких-либо подтверждающих это намерение комментариев от представителей крупнейшего российского поисковика получить не удалось.
Но и это еще не все. Корпорация «Яндекс» берет на себя обязательства разработать политику, подтверждающую непредвзятость поиска, а также предоставить технические требования, которым она должна соответствовать, и условия, при выполнении которых можно будет подключиться к партнерской интеграции. «Яндекс» также пообещал, что он опишет принципы ранжирования информации, выдаваемой в рамках своей поисковой системы, и сделает их прозрачными.
Читайте также:
Будем рады помочь и поддержать. Для консультаций по внедрению нашего умного поиска на ваш сайт, SEO-услугам, ценам и кейсам позвоните по номеру: +7 (499) 499-1000 доб. 1
Мы, компания СЕО.ГРУП, являемся аккредитованным Минцифрой РФ российским разработчиком ПО и представляем команду профессионалов в SEO продвижении и поисковой оптимизации. Поможем привлечь SEO-трафик и установить умный поиск на сайты ваших интернет-магазинов, онлайн-СМИ, веб-порталов и агрегаторов, российским и московским поставщикам и производителям окажем услуги SEO, онлайн-продвижения и роста интернет-продаж.
Не забудьте оставить заявку на SEO-консультацию или заполнить бриф для аудита вашего сайта!